Разъяснения юриста АПДКС по вопросу о водоохранных зонах

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ В ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЕ
или
некоторые вопросы привлечения к административной ответственности
по части 1 статьи 8.42. Кодекса РФ об административных правонарушениях

Олег Литвинов,

юрист (стаж юр. практики - более 7 лет)

ВНИМАНИЕ!!!

В данной статье не рассматриваются случаи браконьерства!

Мнение, изложенное в данной статье, является правовой позицией определенного юриста, которое может кардинально не совпадать с мнением судей и иных полномочных представителей государственных органов.

Данная статья не преследует цель навязать чьё-то мнение и не подстрекает к каким-либо действиям.

Лица, согласившиеся с нижеуказанной правовой позицией, ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ, что:

1) несмотря на правовую позицию юриста, указанную в данной статье, они могут быть привлечены к административной ответственности в случае осуществления ими ближе 500 метров от уреза воды моря или ближе 50 метров от уреза воды озера, водохранилища, реки, ручья таких действий, как:

«движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие», а также иных действий, которые запрещены в границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов.

2) МР ОО «АПДКС» не берёт на себя обязанностей по защите их прав и законных интересов по каким-либо делам, в том числе по делам о привлечении их к административной ответственности по ч.1 ст.8.42. КоАП.

3) все действия, совершаемые ими, осуществляются на свой страх и риск.

МР ОО «АПДКС» рекомендует воздержаться от любых действий, которые могут быть расценены государственными органами и их должностными лицами как противоправное поведение, в том числе МР ОО «АПДКС» рекомендует не осуществлять ближе 500 метров от уреза воды моря или ближе 50 метров от уреза воды озера, водохранилища, реки, ручья таких действий, как:

«движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие», а также иных действий, которые запрещены действующим законодательством в границах водоохранных зон и в границах прибрежных защитных полос водных объектов.

Проведя анализ ответов государственных органов по вопросу границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, установленных в городе Севастополе и Республике Крым, а также фактическое отсутствие в прибрежной зоне специальных информационных знаков, обозначающих такие границы, напрашивается логичный вывод о том, что:

На момент написания данной статьи в г. Севастополе и Республике Крым НЕ УСТАНОВЛЕНЫ на местности границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 17 от 10.01.2009 г.«Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Несмотря на то обстоятельство, что судебная практика по делам о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП является весьма противоречивой, автор статьи полагает, что при отсутствии:

- установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ №17 от 10.01.2009 г.«Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»,

- а также специальных информационных знаков, обозначающих границы водоохранных зон (и/или) границы прибрежных защитных полос водных объектов,

ОТСУТСТВУЮТ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО     ч.1 ст. 8.42 КоАП по следующим основаниям:

 1.      Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.42. КоАП, является правонарушением с формальным составом, поскольку:

В науке административного права существуют 2-е разновидности составов административных правонарушений: материальный и формальный.

Правонарушения с материальным составом являются совершёнными при условии наступления определённых вредных последствий. Такие вредные последствия прямо прописаны законодателем в диспозициях этих статей КоАП.

В отличие от них, правонарушения с формальным составом не требуют наступления вредных последствий и диспозиции этих статей КоАП не содержат указаний на вредные последствия.

Диспозиция части 1 статьи 8.42. КоАП не содержит указаний на вредные последствия: «Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности».

 Следовательно, правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.42. КоАПявляется правонарушением с формальным составом.

 2.      В тоже время, из содержания статьи 2.2. КоАП «ФОРМЫ ВИНЫ» и науки административного права следует, что:

Для формальных составов правонарушений (в отличие от материальных) характерна только умышленная вина, которая заключается в осознании виновным лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия.

То есть СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА правонарушений с формальным составом предусматривает только умышленную вину.

 В случае отсутствия умышленной вины, отсутствует и состав такого правонарушения, поскольку отсутствует СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА как обязательная его часть.

 Так, согласно статьи 2.2. КоАП «ФОРМЫ ВИНЫ»:

«1.  Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».

Обращаю внимание на то обстоятельство, что в части 2 статьи 2.2. КоАП, где дано определение понятию «совершенным по неосторожности», во всех случаях указано на вредные последствия, каких НЕТ при формальном составе правонарушения.

 При этом в части 1 статьи 2.2. КоАП, где дано определение понятию «совершенным умышленно», предусмотрен один случай, не связанный с вредными последствиями: когда лицо «сознавало противоправный характер своего действия (бездействия)».

 Следовательно, правонарушение с формальным составом можно совершить только в форме умышленной вины, или не совершить вовсе.

 Таким образом, СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42. КоАП, характеризуется умышленной виной, при отсутствии которой отсутствует и состав данного правонарушения.

3.      В соответствии со статьёй 1.5. КоАП «ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ»:

«Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина…

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица…».

Следовательно, обязанность доказывания вины, лежит на судье, органе, должностном лице, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а не на лице, привлекаемом к административной ответственности.

 Таким образом, для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 8.42. КоАП судьёй, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, должна быть доказана умышленная вина в совершении действий, предусмотренных диспозицией, а именно:

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, осознавало противоправный характер своих действий по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта.

 На взгляд автора данной статьи, является очевидным тот факт, что при отсутствии:

- установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ №17 от 10.01.2009 г.«Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»,

- а также специальных информационных знаков, обозначающих границы водоохранных зон (и/или) границы прибрежных защитных полос водных объектов,

ОТСУТСТВУЮТ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО       ч. 1 ст. 8.42 КоАП.

Скачать эту статью в формате PDF