О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ! Про рейтинговые общероссийские соревнования федерации подводного спорта в Судаке

В конце сентября – начале октября в Крыму под Судаком Федерация подводного спорта России (далее – ФПСР) провела общероссийские соревнования: 4 этап Кубка России (24 - 27 сентября) и Чемпионат России (01 - 04 октября). Непосредственными организаторами этих мероприятий выступила ФПСР в лице председателя комиссии по спортивной подводной охоте ФПСР - М.А. Касланова (г. Санкт-Петербург) и руководителя Федерации подводного спорта Республики Крым И.Н. Кочергиной (г. Москва).

Первые два места на 4-м этапе Кубка России взяли крымчане – первым стал Петров С.А., а второе место занял Петченко Р.В., оба спортсмена представляли г. Феодосия.

Победителем на чемпионате России стал севастополец – Кежелис С.А.

Казалось бы, радоваться надо – двое крымчан и севастополец в общероссийских соревнованиях стали призерами. Однако, начиная с подготовки и до самого окончания состязаний, было выявлено столько отрицательных моментов, что вместо радости у нас остался только горький осадок. И вот почему.

Начнём с того, что менее чем за полгода сменилось место проведения соревнований. Изначально кубок и чемпионат России были запланированы к проведению в Севастополе на базе клуба «Атолл» в бухте Омега, глава которого, Хорошун Е.Ф., традиционно является одним из организаторов подобных состязаний на протяжении многих лет. Кроме того, в настоящее время Хорошун Е.Ф. состоит  членом комиссии по спортивной подводной охоте ФПСР. Клуб «Атолл», безусловно, очень удобен с точки зрения обеспечения соревнований. Но из года в год  повторяющийся выбор одной и той же,  многострадальной, акватории у м. Херсонес вызывает давнее неодобрение и непонимание не только у многих охотников-любителей Крыма и Севастополя, но и у людей, ратующих за рациональное природопользование. Долговременное нахождение большого количества охотников на акватории (во время, до и после соревнований), а также  обязательное закрытие акватории на время проведения состязаний вызывают негативное отношение не только у охотников, но и у дайверов и рыбаков-любителей (особенно осенью). Поэтому, когда летом по каким-то причинам ФПСР приняла решение о переносе соревнований в район м. Меганом, у местных охотников появилась надежда, что руководство ФПСР задумалось о проблемах и нуждах ныряльщиков Крыма. Тем более, что у них перед глазами был пример, когда последние два года Ассоциация подводной деятельности Крыма и Севастополя (далее АПДКС) проводила массовые мероприятия по подводной охоте и фридайвингу с учетом интересов как спортсменов, так и любителей, без каких-либо негативных отзывов как со стороны участников, так и со стороны общественности и контролирующих органов.

Однако эта надежда была  впоследствии разрушена тем, что побудительной причиной, как нам кажется, послужило банальное желание организаторов уйти от жёсткого контроля общественности, которая традиционно сильна в Севастополе.

Существенным негативным моментом стал факт включения  в регламент соревнований горбыля тёмного и зубарика обыкновенного, которых Минсельхоз по непонятным причинам с июля-месяца запретил ловить (и стрелять) в водах Крыма. Получалось так, что всем охотникам-любителям стрелять эту рыбу запрещается, а официальные соревнования с отстрелом этих рыб планируются к проведению. Плохое законодательство нужно исправлять – это очевидная всем необходимость, но нарушать законодательство на официальных соревнованиях общероссийской спортивной федерацией – недопустимо, и это тоже очевидная обязанность. Перед законом все должны быть равны, закон должен быть одинаковым для всех без исключений!

Обратив внимание на столь явное нарушение законодательства, АПДКС в августе направила запрос в ФПСР о нарушениях закона в регламенте осенних общероссийских соревнований в Крыму: http://apdks.ru/?p=1620. Во избежание недоразумений и отписок, запрос был также продублирован в контролирующие инстанции. Такой подход возымел действие, и из регламента соревнований были исключены горбыль и зубарь: http://apdks.ru/?p=1682.

Правда, мы в своём запросе в ФПСР интересовались ещё и тем, какие действия предпринимает такая мощная организация, как ФПСР, для изменения законодательства в области Правил любительского рыболовства в Крыму в связи с необоснованным, на наш взгляд, выводом горбыля и зубаря из разрешённых видов рыб. Но именно на этот вопрос ответа от ФПСР получено не было. А ведь менее «официозные» Российская федерация подводного рыболовства (далее – РФПР) и АПДКС, прилагают активные усилия не только по исправлению указанного недоразумения, но и отстаивают иные интересы подводных охотников, в частности их право на ночную подводную охоту и многое-многое другое (подробную информацию можно найти на сайтах организаций: http://рфпр.рф/  и  http://apdks.ru/.

Кроме того, в регламенте соревнований присутствовали ещё и грубые ошибки в названиях рыб, недопустимые для мероприятий общероссийского уровня. Так, пеламида была названа «пиламидой», а зубарик – «каракозом» (просторечное название зубарика на черноморском побережье Краснодарского края).

Но хуже всего, оказалось, что при проведении общероссийских соревнований организаторы не только отступили от ими же утвержденного регламента, но и активно подталкивали к нарушению законодательства участников соревнований.

Так, на 4-ом этапе Кубка России (24 - 27 сентября), организаторы, нисколько не сомневаясь, попросту заявили участникам о том, что стрелять горбыля и зубаря можно. Кто-то из спортсменов принял это как руководство к действию, кто-то – нет. Во избежание возможной огласки организаторы запретили (интересно, на каких основаниях?!!) снимать процесс взвешивания добытой рыбы, а само взвешивание проходило кулуарно, в каком-то «сарайчике». А ведь именно процедура взвешивания является кульминацией соревнований, интригующей всех участников и привлекающей болельщиков, сочувствующих и любопытствующих.

Узнав о таком вопиющем попрании закона, АПДКС настоятельно рекомендовала крымским и севастопольским спортсменам, намеревавшимся принять участие во втором, более значимом, мероприятии, заявить открытый протест, если снова каким-то образом будут разрешены к отстрелу горбыль и зубарь, а самим никоим образом не стрелять ни того, ни другого. Забегая вперед, скажем, что, к сожалению, наши спортсмены решились только на второе, за что им всё равно честь и хвала.

АПДКС в своих рекомендациях исходила из следующих, логических и обоснованных позиций:

  1. Это не просто свободные соревнования или частное собрание, где каждый волен отвечать за свои действия на свой страх и риск, а официальные рейтинговые соревнования всероссийского уровня. Нельзя во время официальных мероприятий нарушать законодательство страны или призывать к этому, каким бы оно, это законодательство, ни было. Если не нравится - надо менять законодательство, тем более таким мощным официальным структурам, каким является или должно являться ФПСР. Налицо должностное преступление организаторов соревнований, сознательно вводивших участников в заблуждение или способствовавших принятию противоправных решений. По нашему мнению, все должностные лица, участвовавшие в мероприятиях, проведённых с нарушением действующих норм, должны быть отстранены от занимаемых должностей, а все участники, преступившие закон, как минимум, дисквалифицированы на какой-то срок.
  2. Регламент соревнований, с внесенными изменениями, был заранее доступен всем спортсменам, желающим в них участвовать, на официальном сайте ФПСР. Если кого-то не устраивали условия – не стоило ехать или же следовало заявить протест по регламенту. В любом случае – выбор за спортсменами, но утвержденный регламент нарушать нельзя.
  3. Нарушение регламента соревнований должно вызывать автоматическую дисквалификацию участника, допустившего нарушение. Организаторов, допустивших нарушение регламента, необходимо отстранять от занимаемой должности на время расследования соответствующими структурами фактов нарушения. В случае установления факта сознательного нарушения регламента организаторами соревнований, виновные лица должны быть, как минимум, отстранены от занимаемых должностей, хотя бы на какое-то значимое время. Это правило касается любых соревнований, вне зависимости от вида спорта.
  4. Рекомендации нарушать регламент, от организаторов соревнований, просто невозможно себе представить в любой цивилизованной стране, где придерживаются гласности и открытости проводимых соревнований.
  5. Организация мероприятий на таком уровне и с такими нарушениями создаёт отрицательный имидж и ФПСР, и участникам в глазах большинства охотников-любителей (крымчан - уж точно), а также однозначно послужит основанием для справедливых нападок противников соревнований и вообще охоты.

АПДКС догадывается об истинных мотивах поведения сторонников проведения соревнований любой ценой, поскольку «на кону» стоят и членство в сборной, и устоявшиеся схемы доступа к федеральным финансовым ресурсам.

АПДКС не является активным противником или сторонником проведения спортивных состязаний по подводной охоте – каждый человек имеет право на самовыражение. Однако АПДКС с самого начала своего существования, выражая волю большинства своих членов, будет продолжать обращать внимание всех заинтересованных лиц на нижеследующие доводы в пользу кардинальных изменений в подходе к организации соревнований по спортивной подводной охоте.

Вот три основных позиции:

Во-первых. Нет ни одного другого вида мирового спорта, в котором присваиваются официальные спортивные звания за установление первенства через убийство живых существ. Наземные охотники давно ушли от такого подхода, а соревнования остались лишь в секторе, связанном с истреблением грызунов и других животных, представляющих потенциальную иди действенную опасность для человека, сельского хозяйства или природы. Рыбаки массово перешли на состязания по принципу «поймал - отпустил». Продолжение соревнований по спортивной подводной охоте в существующем виде способствует формированию негативного имиджа всей подводной охоты, а не только сообщества немногочисленных охотников-спортсменов.

Во-вторых. В соответствии с определением, использующимся ФПСР, «Подводная охота - дисциплина подводного спорта, проводимая на открытых водоемах. Задача спортсмена — добыть определенные виды рыбы, ныряя на задержке дыхания и используя для добычи специальное подводное ружье или арбалет... Цель — добыча максимального количества определенных видов рыб за ограниченный промежуток времени на заданном участке акватории». Таким образом, у спортсмена в целом воспитывается подход «чем больше настрелял – тем лучше», да ещё и за ограниченное время. Многие ли перестают выдерживать это правило после окончания спортивных мероприятий? А многие ли из них воспитывают у своих учеников иной подход при добыче рыбы? Нам кажется, что опыт наземных братьев вполне и давно достоин к внедрению подводными охотниками – когда спортсменам остаётся спортивная стрельба по мишеням, а охотникам – любительская охота. В последней важны и цель охоты – добыть, чтобы съесть, и впечатления, которыми сопровождается весь процесс охоты, от сборов до возвращения. Наивысшей ступенью любительской охоты является трофейное дело, когда ценится не количество добычи, а сложность ее поимки.

В третьих. В наши дни в  случае проведения соревнований необходимо обязательно учитывать следующие условия:

а) действующее законодательство, как само собой разумеющееся;

б) рациональное пользование природными ресурсами;

в) местные природные и социальные условия;

г) формирование положительного имиджа не только спортивной подводной охоты, как узкой дисциплины, но и подводной охоты в целом.

Чемпионат России по спортивной подводной охоте показал, что организаторы и часть участников совершенно не воспринимают ни один из вышеперечисленных аргументов.

Соревнования прошли по пути преодоления действующего законодательства, видимо, через договорённости с отдельными представителями соответствующих контролирующих органов. Было опять рекомендовано отстреливать горбыля и зубаря, базируясь на принципе «у нас всё решено».

АПДКС выражает недоумение, каким образом, в правовом поле России могли пройти рейтинговые общегосударственные соревнования с нарушением законодательства? Кто и как мог допустить такое?

АПДКС также категорически не разделяет позицию некоторых спортсменов, которые обосновывали необходимость отстрела горыбля и зубаря подготовкой к международным соревнованиям (мол, иначе тут и стрелять нечего). Так как для подготовки необходимо выбирать такие регионы, в которых такая подготовка не будет нарушать действующее законодательство, каким бы спорным оно не выглядело.

Мы выражаем глубокое уважение к участникам из Крыма, Севастополя, а также других регионов, которые принципиально не стреляли запрещённых законодательством горбыля и зубаря, несмотря на все возможности для этого. Это – позиция!

Съёмка процедуры взвешивания снова была запрещена, но поскольку в регламенте такого запрета не было указано, доказательств указанных выше нарушений удалось собрать достаточно.

Взвешивание снова происходило не открыто, как это делается обычно, празднично и торжественно, а кулуарно, в присутствии лишь представителей команд. Запрещённых к добыче горбыля и зубарика не объявляли, хотя очки за этих рыб присваивали.

В целом же организация соревнований вызвала множество нареканий со стороны непосредственных участников событий.  Со свидетельствами очевидцев и их впечатлением можно ознакомиться на форуме Водолаз-Радио в профильной теме «Чемпионат России по подводной охоте 2015».

Называя вещи своими именами, проведённые соревнования следует назвать грязными. И никак иначе!

Крымчане и севастопольцы, заслуженные ветераны подводного спорта, имеющие соответствующие звания и регалии, когда узнали о тех нарушениях, которые были допущены на первых в Крыму общероссийских соревнованиях, совершенно не восприняли такого подхода. В бытность СССР такого безобразия быть просто не могло!

Подводя  итоги, АПДКС заявляет, что будет добиваться привлечения к ответственности всех лиц, которые способствовали проведению общероссийских соревнований с нарушением действующего законодательства, которые непосредственно участвовали в нарушении действующего законодательства. АПДКС считает, что по результатам проведённых мероприятий есть все основания для смены руководства ФПСР, потому что рыба, как говорится, начинает гнить с головы…

Если в будущем в Крыму будут проводиться подобные мероприятия, то они должны проходить по абсолютно прозрачным и понятным правилам, причём не только для спортсменов, но и для всех интересующихся и сочувствующих.

Проводя мероприятия в «мутной воде», нельзя надеяться на чистоту результатов. Крым имеет все условия, чтобы подводная охота продолжала развивать здесь славные и чистые традиции давно ушедшего времени первых шагов под воду. На том и будем стоять!