Совсем недавно в черноморских подводноохотничьих чатах обсуждалось решение мирового судьи г. Смоленска об отказе признать нарушением законодательства использование ныряльщиком слинга при добыче рыбы. Напомним, что само событие случилось в июне 2023 г. на черноморской акватории у п. Криница Краснодарского края: охотник был задержан пограничниками с составлением акта о правонарушении – охотой с запрещенным орудием лова, а именно слингом, с изъятием этого самого орудия лова. Суд состоялся в январе 2024 г. Мировым судьей охотник был оправдан, нарушение не было установлено, слинг должен быть возвращен хозяину. Суд принял объяснения защиты, что слинг по своим характеристикам полностью соответствует определению "ружьё для подводной охоты" по своей сути. Как то поражающее действие путем сокращения резинового жгута, а не мышечного усилия, как при использовании «остроги»! Таким образом суд установил, что заводской слинг для подводной охоты не является запрещенным правилами рыболовства орудием лова.
Почему так интересен этот прецедент?
Потому что для всех, кто занимается подводной охотой не первый день, для всех, кто интересуется этой темой всерьез, совершенно очевидно, что использование слинга (что с ординарным наконечником, что с «вилами») в подводной охоте должно быть разрешено по нескольким причинам.
Во-первых, это орудие лова имеет наименьшую поражающую дистанцию относительно своих технических характеристик по сравнению с остальными разрешенными орудиями лова (подводными ружьями резинового, пневматического или пружинного боя, заряжаемых с помощью мускульной силы).
Во-вторых, чтобы охотиться с этим орудием лова, охотнику нужно научиться подходить к рыбе практически вплотную, что сложно сделать в светлое время суток по причине природной осторожности большинства видов рыб.
В-третьих, из-за того, что выстрел со слинга можно сделать только тогда, когда резина натянута путем смещения направляющей руки ближе к поражающему острию и фиксации ее там либо с помощью усилия кисти, либо с помощью специального спускового механизма. А это означает, что задняя часть копья в этот момент выступает далеко назад, что существенно ограничивает маневренность охотника, особенно если представить какой-нибудь морской скальник или заросший растительностью пресноводный заливчик.
В-четвертых, в подавляющем своем большинстве слинги очень трудно применимы при охоте на крупную рыбу из-за очень небольшой поражающей дистанции и слабой проникающей способности по причине небольшой величины придаваемого копью импульса при производстве выстрела.
В-пятых, использование слинга при ночной охоте, когда многие виды рыб ведут малоподвижный образ жизни или легко обнаруживаются в свете подводного фонаря, позволяет с наименьшими энергозатратами для охотника и наилучшим сохранением тушки добываемых видов рыб осуществлять собственно подводный лов.
Ну, и для любителей романтики стоит сказать, что в советские времена в Крыму слинги активно использовали для добычи некрупной и многочисленной рыбы, которую иначе было либо трудно добыть без ущерба для гарпуна, либо наиболее оптимально из-за небольших размеров и многочисленности. Чаще всего это было характерно для начинающих любителей и для случаев необходимости какой-нибудь коллективной ухи или пристрастия к какому-нибудь виду рыбы, вроде морского ерша, барабули или ласкиря. Еще, конечно же, слинг оправдывает себя при поисках камбал…
А кочующий из редакции в редакцию Правил любительского рыболовства запрет на орудия лова касается остроги. Т.е. орудия лова, которым обычно бьют рыбу с лодки, чаще – ночью, на свет, с берега или взаброд, часто – во время нереста, не отпуская копье, а накалывая рыбу ударом сверху. Вот это, действительно, браконьерство…
Не вдаваясь более в детали, вернемся к сути произошедшего судебного решения. Фактически суд признал, что слинг, тем более заводского происхождения и купленный в магазине после предварительного знакомства покупателя с разделом «Подводные ружья», вполне соответствует ГОСТу для подводных ружей, хотя обязательной стандартизации подобные изделия не подлежат, а торговля ими носит свободный характер. Тем самым открывая дорогу для реабилитации и легализации этого орудия лова путем возможного будущего исправления существующих неточностей и неопределенностей в действующем законодательстве. При грамотных усилиях общественности это может найти отражение в новой редакции Правил рыболовства.
Однако напомним, что решение Смоленского суда не является автоматической индульгенцией всем тем охотникам, которые теперь захотят использовать слинг. В случае повторения ситуации с задержанием и конфискацией такого орудия лова в качестве незаконного, придется доказывать в любом другом местном суде свою правоту, пусть уже и с хорошей поддержкой в виде оправдательного январского решения. А результат будет вынесен по усмотрению конкретного судьи. Так будет продолжаться до тех пор, пока в законодательстве будут оставаться вышеупомянутые неточности и неопределенности. Поэтому будьте внимательны в выборе своих подводных ружей, времени и мест охоты. Удачи!