КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ НЫРЯЛЬЩИКОВ В ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЕ КРЫМА В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ?

Любому отдыхающему, не раз посещавшему берега Крыма, очевиден факт увеличения интенсивности движения судов в прибрежной зоне год от года, как и числа самих лодок И процесс этот не остановить ни у нас, ни во всем мире. Люди хотят ходить в море – ловить рыбу, отдыхать, путешествовать, купаться и нырять. Сообразно своему достатку и желанию. Соответственно – и предложений по удовлетворению спроса предостаточно: от многопалубных и многометровых супер-яхт для сверхобеспеченных граждан и неграждан нашей страны до малюсеньких надувных лодочек на одного-двух человек с игрушечным моторчиком. В собственность или аренду.

В первую очередь, в Крым люди в большинстве своем приезжают за купанием. Как и во всем мире, теплые морские воды привлекают все больше отдыхающих. Это естественно и неизбежно. И процесс этот не остановим. Причем местные и приезжие время от времени, а немаленькая часть  – и преимущественно, стремятся найти участок дикого (или условно дикого) побережья подальше от суеты оборудованных пляжей и навязчивых сервисов. В соответствии с запросами и возможностями.

Среди тех, кто любит купаться, есть люди, которые практикуют активные виды плавания над и под водой: заплывы подольше и подальше, подводную охоту, фридайвинг и дайвинг. Причем осуществляться все это может и с катера и с берега. В любом доступном месте. Как и во всем мире, если такая деятельность вообще не возбраняется. И увлекающихся такими видами плаванием становится все больше.

И вот тут возникает конфликт интересов: как обеспечить максимальную безопасность увеличивающегося числа активных купальщиков-ныряльщиков при росте прибрежного трафика движения маломерных судов, которые также удовлетворяют растущий спрос на морской туризм и отдых? Возможно ли такое? Стопроцентной гарантии нет и быть не может, как ее не может быть на наших автодорогах. Каждый здравомыслящий человек должен, в первую очередь, самостоятельно думать о безопасности своей и окружающих.  Но кое-что сделать можно и, главное, нужно.

Проведем такую аналогию с обеспечением безопасности пешеходов на наших дорогах.

В городе переходить дорогу относительно безопасно там, где проложены пешеходные переходы: и водители предупреждены, и пешеходы более уверены в своих возможностях. Время от времени еще и дорожные полицейские повышают уровень безопасности, штрафуя нарушителей. А если все-таки случится наезд на «зебре», то тут уже включается «тяжелая артиллерия» в виде Следственного комитета, прокуратуры и судов. В случае доказанной вины автоводителя, редко кому удается избежать наказания.

Похожая ситуация существует и на общественных пляжах: буйки, за которые нельзя заплывать, спасатели, которые занимаются профилактикой правонарушенийи спасением в случае необходимости и т.п. При наезде на купающегося у такого пляжа редко какому судоводителю удается избежать наказания.

А что за городом? Как обеспечить безопасность пешеходов и предупредить водителей о наличии других участников движения, которые перемещаются  без автомобиля и с куда меньшей скоростью. Как их выделить, обозначить?

В условиях обычной видимости в светлое время суток, когда водитель едет по асфальту или грунтовке на разрешенной скорости, он хорошо видит все, что находится впереди. И только чрезвычайное происшествие может заставить водителя совершить столкновение в пешеходом, соблюдающим правила. Все остальное уже рождает вопросы правового характера к нарушителю. В зависимости от последствий нарушения.

А вот для ночного времени, т.е. для условий плохой видимости, все пешеходы должны иметь на себе специальные светоотражающие жилеты или иные элементы иакой одежды. В свете фар они четко обозначают объект, так что не заметить его просто невозможно.

Для моря вполне уместно применить оба варианта «в одном флаконе». Поясним, почему. Хождение по морю отличается от езды на суше хотя бы тем, что при внезапном обнаружении человека прямо по курсу резко затормозить не получится. Может, удастся сделать резкий маневр, если это будет сообразно ситуации, особенно когда на борту судна находятся пассажиры, за безопасность которых судоводитель также несет ответственность. Даже слабенькое волнение на море резко ухудшает возможность заметить находящиеся на поверхности воды объекты сравнительно небольшого размера, каковой является и голова плывущего человека. Да и явно обозначенных дорог в море нет. Так что общие принципы движения схожие, но специфичность тоже очевидна.

Получается, что на море есть две группы риска: активные купальщики-ныряльщики и судоводители. Первым надо максимально себя обезопасить, а вторым надо успеть увидеть находящегося вдали от берега человека. Как это сделать?

Наверное, купальщиков-ныряльщиков нужно как-то обозначить, чтобы их было максимально хорошо заметно на поверхности воды без создания излишних неудобств для них самих. Есть ли такие средства? Конечно, есть. Давным-давно разработаны сигнальные буи для дайверов, фридайверов, подводных охотников, спасателей и даже простых пловцов на длинные открытые дистанции. К примеру, для дайверов, фридайверов и подводных охотников Европы разработаны яркие буи с сине-белым флагом «Альфа», а весь остальной мир, и все чаще – сами европейцы, более пользует красный флаг с белой полосой вниз справа налево. Он лучше заметен на воде в разнообразных погодных условиях.  А иначе как судоводителю вообще понять, что человек уплыл далеко в море на свой страх и риск? Особенно, если волна, даже небольшая, присутствует и закатное солнце в глаза светит, к примеру.

При этом необходимо обязать судоводителя огибать выставленный соответствующим образом сигнальный буй на расстоянии, скажем, не менее 100 метров. Как, кстати, это указывается в случае купающихся в пляжной зоне людей. Нет буя – нет и прямой ответственности судоводителя за не вовремя совершенный маневр. Тут уже будет дело за специальным разбирательством каждой конкретной ситуации. А вот если есть буй, тогда уже другое дело!

Есть и второй способ существенно снизить число несчастных случаев в прибрежной зоне в условиях растущей интенсивности судоходства. Надо ограничить скорость хождения плавсредств в непосредственной близости от уреза воды. Так, ради безопасности скорость хождения по бухтам и портам ограничивают, скажем, 6 узлами. Почему нельзя сделать то же самое для хождения маломерных судов хотя бы в 300-метровой прибрежной зоне?

Что нужно для внедрения обоих вышеупомянутых предложений? Внести соответствующие дополнения и изменения в местные правила пользования водными объектами федерального субъекта Российской Федерации (для морских акваторий) для обязательного исполнения купальщиками-ныряльщиками и судоводителями. И обязательно усилить информированность людей об этом во всех доступных СМИ. Этого будет вполне достаточно для существенного повышения безопасности отдыхающих в прибрежной зоне. И, главное, запрещать ничего и никого не нужно! Люди должны сохранить право выбора между купанием на многолюдных пляжах или у диких скал.

Стоит упомянуть, что существуют правила судовождения, которые и регулируют движение любых судов на море (МППСС). Там, конечно же, есть упоминание о водолазах-дайверах и требованиях к обеспечению их безопасности со стороны движущихся плавсредств. Но касаются они исключительно погружений с судна. А у нас речь идет про случаи самостоятельного захода в воду с берега. Да и изменить такие глобальные международные правила гораздо сложнее, чем местные.

Именно поэтому Межрегиональная общественная организация «Ассоциация подводной деятельности Крыма и Севастополя» (АПДКС), представляющая интересы ныряльщиков полуострова, еще в 2015 году обратилась в Севастополь и Симферополь с предложениями по включению двух вышеобсуждаемых изменений в правила пользования водными объектами Крыма и Севастополя. В Крыму нас вообще не услышали. А в Севастополе, надо отдать должное, прошла определенная работа, результатом которой стало обязательным наличие буя у ныряльщика. Но все остальное-то не приняли! Хотя и пообещали (после переписки уже несколькими годами позже в результате запроса сенатора Тимофеевой О.Л.) включить в следующую редакцию местных правил пользования водными объектами. Пообещать-то пообещали, но пока никаких изменений так и не приняли. А количество несчастных случаев растет! И будет расти, если ничего не изменится как для самих купающихся, так и для судоводителей. Ведь и те, и другие хотят одного: чтобы наше Чёрное море приносило польщу и радость всем тем, кто его по-настоящему любит и кому еще предстоит его полюбить.

А пока АПДКС в добровольном порядке продолжает распространять на базах стоянках маломерного флота информацию о буях и о том, как это связано с безопасностью ныряльщиков.